На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Клуб «Валдай»

83 подписчика

Трамп, Макрон и Мэй в Нормандии: чего ожидать от встречи

Приближающаяся встреча в честь 75-й годовщины высадки в Нормандии вряд ли продемонстрирует какую-то резкую перемену отношений и ролей в рамках американо-британо-французского треугольника. Главными дискутантами останутся Вашингтон и Париж: первый попробует односторонне навязать собственную точку зрения, тогда как второй проведёт исторические параллели между единством трёх стран 75 лет назад и необходимостью обретения этого же единства сегодня. Лондон пока будет находиться в промежуточном положении между ними, ожидая смены караула на Даунинг-стрит, 10, пишет Алексей Чихачёв, эксперт Российского совета по международным делам.

В июне 2019 года исторический календарь даёт мировым лидерам очередной повод собраться вместе – 75-летие высадки в Нормандии. По обоим берегам Ла-Манша завершаются приготовления к праздничным мероприятиям, главным гостем которых станет президент США Дональд Трамп. Но, как чаще всего происходит на встречах подобного рода, обсуждать хозяин Белого дома и его европейские коллеги будут далеко не столько события прошлого, сколько дела сегодняшние. Легко предугадать, по крайней мере, две группы тем, вокруг которых будут развиваться американо-британо-французские дискуссии «на полях».

Прежде всего Дональд Трамп жёстко поставит вопросы торгово-экономического характера. США и Европе есть что обсудить в данной сфере, учитывая их перманентные споры насчёт пошлин на сталь, алюминий, сельскохозяйственную продукцию, гражданскую авиацию и так далее. Ещё одна новость последних дней: компания General Electric, несколько лет назад выкупившая энергетический бизнес Alstom, рассчитывает сократить 1 тыс. своих рабочих мест во Франции (официальный Париж уже пытается противодействовать).

Однако сверх этих противоречий имеется сюжет, которому американское руководство сейчас отдаёт высший приоритет, учитывая ещё и соображения безопасности, – конкуренция с Китаем. Скорее всего, на встрече в Нормандии Трамп попробует надавить на своих европейских партнёров, чтобы те всё-таки присоединились к линии США и тоже начали сдерживать Пекин всеми доступными средствами. Более конкретно это касается кризиса вокруг Huawei, ведь Британия и Франция пока не озвучили резкий отказ от сотрудничества с данной компанией, на который рассчитывают в Вашингтоне. Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон накануне подчеркнул, что (в частности – в Лондоне) «начинают осознавать угрозы» от оборудования Huawei, но всё ещё колеблются принять какое-либо окончательное решение, – а значит, Трампу точно есть смысл ещё раз донести свою позицию до европейских союзников.

Как известно из недавних утечек, стоивших поста министру обороны Гэвину Уильямсону, Тереза Мэй в целом одобряла сотрудничество с китайскими партнёрами по разработке сети 5G для Соединённого Королевства. Тем не менее она вот-вот покинет свой пост, тогда как следующий премьер-министр, кто бы им ни стал, вполне может прислушаться к мнению Вашингтона. Благо альтернатива коммуникациям от Huawei тоже весьма весомая – сохранение членства Великобритании в альянсе англосаксонских спецслужб Five Eyes (которое из-за технологического сотрудничества с КНР оказалось под вопросом).

Что касается президента Франции Эммануэля Макрона, то он сразу занял в текущем кризисе отчётливую позицию, заявив, что Пятая Республика не будет копировать действия США в отношении Huawei. Это ещё один штрих к длинному списку противоречий между французским лидером и Трампом, исправно пополняющемуся с момента их первой встречи в июле 2017 года. Вместе с тем маловероятно, что Макрон будет сейчас жертвовать контактами с США (например, опять-таки, разведывательными, которые у Парижа с Вашингтоном тоже имеются) из-за ситуации с китайской корпорацией. Поэтому на переговорах 5–6 июня он наверняка попробует найти какие-то взвешенные формулировки, позволяющие обозначить своё мнение, но не слишком уязвить Трампа.

Второй блок вопросов для обсуждения наверняка будет посвящён ближневосточным делам: Сирии, возможно, Ливии, но в первую очередь – Персидскому заливу. Естественно, американской дипломатии очень бы хотелось, чтобы европейские страны безо всяких оговорок присоединились к тому давлению, которое пытается оказывать Вашингтон на Иран. Великобритания и Франция имеют достаточно крепкие собственные связи с региональными оппонентами Тегерана – монархиями Залива – и сами тоже присутствуют в данной зоне посредством военных баз; хотя бы два этих фактора могут быть небесполезным дополнением к мощи США. Но если британская сторона обычно критикуется Трампом за всего лишь «недостаточные» усилия по сдерживанию Ирана, то Франция в принципе не стремится к какой-либо конфронтации в Заливе. В Париже осознают, что любое военное столкновение:

а) поставит под удар проживающих здесь французских граждан и, шире, франкофонов (коих в одном Катаре, по официальным данным, порядка 200 тыс. человек);

б) вынудит послать в регион свой воинский контингент, так как Пятая Республика ещё с середины 1990-х годов связана союзническими обязательствами с Кувейтом, Катаром и ОАЭ;

в) окажет негативное воздействие на французскую и европейскую экономику в виде резкого повышения цен на нефть;

г) отложит на неопределённый срок возможность экономического сотрудничества Франции с Ираном, которое в 2015–2017 годы начало было оживать (в авиационной и нефтегазовой отраслях), но и так затормозилось из-за новых ограничительных мер США.

Соответственно, Макрон, скорее всего, попробует убедить Трампа не предпринимать новых резких шагов против Ирана и предложит американцам вернуться хотя бы к духу «ядерной сделки». Но если французский лидер будет проявлять слишком большую настойчивость, у американской стороны уже заготовлен возможный ответ – санкции против европейского механизма расчётов с Ираном (INSTEX).

В целом следует предположить, что приближающаяся встреча вряд ли продемонстрирует какую-то резкую перемену отношений и ролей в рамках американо-британо-французского треугольника. Главными дискутантами останутся Вашингтон и Париж: первый попробует односторонне навязать собственную точку зрения, тогда как второй проведёт исторические параллели между единством трёх стран 75 лет назад и необходимостью обретения этого же единства сегодня. В свою очередь Лондон пока будет находиться в промежуточном положении между ними, ожидая смены караула на Даунинг-стрит, 10.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх