На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Клуб «Валдай»

83 подписчика

Россия – США: возможности для бизнеса

Российско-американские отношения «зацепились за дно», и это хорошие новости, отметил программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Иван Тимофеев в ходе сессии «Россия – США», которая прошла в рамках ПМЭФ 7 июня. По его словам, в последнее время отношения эти довольно стабильны – нет обвального ухудшения, которое было в 2014–2017 годах, но инструменты для решения накопившихся проблем тоже отсутствуют. Интересно, что западные спикеры, которые представляли разные сферы бизнеса, были настроены более оптимистично и говорили о том, что Россия как стратегический партнер для Америки очень важна и не стоит зацикливаться на негативе. Общий знаменатель так и не был найден, однако дискуссия удалась.

Царство пессимизма – так охарактеризовал дискуссии о российско-американских отношениях за последние пять лет Иван Тимофеев. Все уже привыкли к негативу – в конце концов, в какой-то мере это справедливо – проблем накопилось много, о них нужно честно и откровенно говорить. Это, в частности, политические, достаточно глубокие противоречия. Отношения между двумя странами уязвимы для локальных кризисов, в которых бывают задействованы и третьи стороны (в пример можно привести Керченский инцидент, дело Скрипалей, которые напрямую не касаются российско-американских отношений, но влияют на них). Также в копилку пессимистов можно добавить ряд юридических, законодательных процессов, в том числе санкционную политику. Она начала жить своей жизнью, это трудно развернуть назад, поскольку всё закреплено в законодательных актах, в том числе и со стороны России (ответные меры). Самое главное, что нет инструментов для решения этих проблем – они накапливаются, но не приводят к созданию страховочных механизмов.

Но есть и хорошие новости. Одна из них – российско-американские отношения, образно говоря, зацепились за дно. В последнее время мы наблюдаем определённую стабилизацию, нет обвального ухудшения, которое было в 2014–2017 годах.

Сейчас нет аппетита на уровне государства к жёстким действиям без серьёзных поводов. То есть санкции ради санкций, скорее всего, вводиться не будут, пока не произойдёт чего-то экстраординарного. И, хотя общая обстановка довольно нервозная, бизнесу в целом опасаться нечего. Остаётся много возможностей для бизнеса, и он их использует.

Вопрос для нас заключается даже не столько в санкциях – фундаментальные проблемы существовали и до них. И над этими проблемами нам следует работать: инвестиционный климат, инфраструктура, эффективность институтов и так далее. Россия, действительно, могла бы быть в два раза богаче, если бы выполнила эту «домашнюю работу», сказал Тимофеев, согласившись в этом пункте с модератором дискуссии, президентом Американской торговой палаты в России Алексисом Родзянко. О важности российского рынка для американских компаний говорили практически все спикеры сессии. Сейфи Гасеми, председатель совета директоров, президент, главный исполнительный директор Air Products and Chemicals Inc. сказал, что его компания, строя бизнес в России, вообще не обращает внимания на политическую обстановку. Россия представляет собой один из ведущих рынков энергетики. «Мы очень заинтересованы в том, что быть здесь и расширять нашу деятельность, инвестировать в нефть и газ на долгосрочную перспективу», – сказал Гасеми.

Ситуация на мировом рынке очень нестабильная. Но нельзя прятаться за санкции, за политические проблемы и из-за этого прекращать диалог, отметил Марк Андрус Макколум, президент, главный исполнительный директор Weatherford International Plc. «Мы продолжим его с Россией, мы должны помочь политикам делать это лучше. Мы ожидаем сотрудничества, новых проектов, решений, которые будут приносить больше прибыли. Тогда у нас будет светлое будущее», – сказал Макколум.

Ему вторил и Джеймс Куинси, председатель, главный исполнительный директор The Coca-Cola Company. По его мнению, бизнес может способствовать созданию доверия в обществе. Не стоит зацикливаться на негативе и соперничестве и подрывать базу для доверия.

Дэниел Расселл, президент, генеральный директор Американо-российского делового совета, отметил, что Америка представляет на форуме самую большую делегацию частного сектора. Это доказывает, что американская сторона готова работать на российском рынке. Да, есть санкции, контрсанкции, геополитические проблемы. Их важно брать в расчёт при выстраивании долгосрочной стратегии. Есть опрос, который показывает, что 70% американцев и русских считают, что главное в отношениях между двумя странами – экономика. Это общая зона для успешной работы. Однако российские спикеры, говоря о перспективах российско-американского бизнеса, склонялись скорее к тому самому «царству пессимизма» (или реализма), о котором упомянул в начале сессии Иван Тимофеев.

Так, Сергей Григорьев, заместитель генерального директора ОАО «СУЭК», отметил, что многое из прежних наработок сегодня в силу санкционных и других проблем сходит на нет. Грустно видеть, как многие вещи, площадки и соглашения, которые с таким трудом создавались, начинают разрушаться. Это создает негативный фон. По его мнению, нужно быть реалистами, чтобы понимать, чего ждать.

У Андрея Бугрова, старшего вице-президента, заместителя председателя совета директоров, ГМК «Норильский никель» – другая точка зрения. Он сказал, что на самом деле экономически страны не очень заинтересованы друг в друге, поэтому объём товаров и инвестиций достаточно низкий. Однако есть глобальные, значимые для всего человечества области, где Россия и США могли бы сотрудничать: освоение космоса, станция на Луне, доступ к чистой питьевой воде, прорывы в биотехнологиях и так далее. Так, может быть, настала очередь России выступить с глобальной инициативой?

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх