На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Клуб «Валдай»

83 подписчика

Выборы на раз, два, три. Что ожидает Израиль в марте 2020-го?

Израиль переживает серьёзный политический кризис. Весной и осенью 2019 года дважды состоялись выборы в парламент, завершившиеся ничьей, когда ни один политический лагерь не смог сформировать правительство. Третьи выборы назначены на 2 марта 2020 года. Очередная неудача при создании правительства приведёт страну к глубокому и опасному кризису, считает Итамар Рабинович, президент Института Израиля, посол Израиля в США (1993–1996).

Возникший тупик является результатом действий нескольких сил: налицо реальный раскол на две коалиции, обвинения премьер-министра Биньямина Нетаньяху в коррупции, а также та уникальная роль, которую играет Авигдор Либерман в израильской политике.

Как и другие западные демократии, Израиль политически разделён между правыми, националистической религиозной коалицией и левоцентристами. До недавнего времени правое крыло имело большинство. Либерман, один из важнейших игроков на политической сцене, отказался присоединиться к Нетаньяху после весенних выборов, что не позволило Биби сформировать коалицию и правительство.

Магическое число в израильском парламенте – 61, это большинство из 120 мест. У Либермана небольшая фракция, но он всё ещё может менять баланс.

Либерман – уроженец Молдавии, и его партия привлекает в основном израильтян-эмигрантов из бывшего Советского Союза. Он является правым националистом-секуляристом и противостоит как ультраортодоксальным еврейским партиям, так и «арабскому списку».

Вопрос о виновности Нетаньяху влиял на израильскую политику более трёх лет. Но теперь Биби уже предъявлено официальное обвинение, и в марте пройдут первые выборы, на которых будет фигурировать нынешний премьер-министр с обвинениями по трём делам. Израильский закон требует, чтобы министр, которому предъявлено обвинение, подал в отставку, но позволяет обвиняемому премьер-министру дожидаться заключительного этапа судебного процесса. В настоящее время возник интересный казус: имеет ли право обвиняемый член парламента сформировать новое правительство (в отличие от пребывания на своём посту). Дело может быть передано в Верховный суд. Израильское общество и его политическая система глубоко расколоты по нескольким линиям разлома, но две последние предвыборные кампании фактически стали референдумом по поводу будущего Нетаньяху. Под тем же знаком пройдут и мартовские. Нетаньяху борется не только за то, чтобы остаться у власти, но прежде всего за то, чтобы не попасть в тюрьму. Его версия и позиция самых ярых сторонников заключается в том, что он пал жертвой «государственного переворота».

До сих пор другой лагерь, возглавляемый бывшим начальником генерального штаба армии обороны Израиля Бени Ганцем, пока лидирует в опросах общественного мнения, но до 2 марта многое может произойти. Два важных вопроса – это вызов Нетаньяху в его собственной партии и мобилизация 20% арабского меньшинства страны, которое на последних выборах ощутило свою потенциальную власть.

Пока что внутренний кризис оказал ограниченное влияние на международную и региональную политику страны. Регион и мир, похоже, готовы позволить Израилю самому разобраться со своей внутренней политикой. Если левоцентристская коалиция победит в марте, то можно ожидать более умеренной политики по палестинскому вопросу.

Кроме того, в конце января, как ожидается, президент России Владимир Путин прибудет в Израиль для участия в мероприятиях, посвящённых Дню памяти жертв холокоста. Российский лидер может оказаться в деликатном положении. У него и Нетаньяху сложились хорошие рабочие отношения, наиболее ярко проявившиеся в сирийском кризисе. Одной из главных тем кампании Нетаньяху была его успешная внешняя политика. Он гордится своей способностью ладить как с Владимиром Путиным, так и с Дональдом Трампом. Но в этот раз, если Путин всё же решит приехать в Израиль, ему придётся искать баланс, чтобы не оступиться.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх