На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Клуб «Валдай»

83 подписчика

Драйвер евразийской интеграции

По прошествии 5 лет с момента подписания Договора о Евразийском экономическом союзе можно уверенно утверждать, что ЕАЭС состоялся как успешное региональное интеграционное объединение. Выстраивая взаимоотношения внутри организации, страны-участницы Союза продолжают придерживаться курса на поступательное развитие экономического сотрудничества, пишет Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК.

Нужно отметить, что на протяжении последних лет взаимная торговля товарами между государствами-членами ЕАЭС демонстрировала устойчивый рост. Так, в 2016 году объём взаимной торговли составил $43 млрд, тогда как в 2017 году данный показатель увеличился на 27,3%, достигнув $54,7 млрд. По результатам 2018 года, также было зафиксировано увеличение товарооборота – объёмы торговли выросли на 9,2% до $59,7 млрд.

И хотя показатели I квартала 2019 года свидетельствуют о снижении объёмов торговли на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пока рано говорить о серьёзном замедлении темпов роста товарооборота.

Что касается Казахстана, то удельный вес взаимной торговли страны в общем объёме внешней торговли ЕАЭС за первые 3 месяца 2019 года увеличился до 21,8%. И хотя объём казахстанского экспорта на рынок ЕАЭС уменьшился на 4,8%, доля республики во взаимном экспорте и импорте увеличилась до 10,2% и 23,3% соответственно.

В целом перед странами-участницами Союза стоит задача не допустить ослабления интенсивности интеграционных преобразований на пространстве ЕАЭС. Опыт совместных консультаций позволяет членам ЕАЭС рассчитывать в перспективе на качественное изменение структуры и пропорции во взаимной торговле. Ежедневная работа по согласованию вопросов экономической кооперации, в первую очередь в рамках ЕЭК, наглядно показывает наличие стимулов к преодолению трудностей. Очевидно, что актуальная повестка взаимодействия не обходится без обсуждения проблемных моментов. Несмотря на то, что в целом стороны успешно смогли согласовать общие подходы в сфере торговли, нерешённым остается вопрос существующих барьеров, изъятий и ограничений, которые не позволяют в полной мере реализовать интеграционный потенциал ЕАЭС.

На начальном этапе наличие подобных препятствий позволило облегчить процесс оформления Союза. Однако чтобы гарантированно наращивать внутренний товарооборот необходимо продолжать работу по устранению существующих барьеров, тем самым планомерно продвигаясь к формированию общих рынков услуг, капиталов и рабочей силы.

В данном контексте становится понятно стремление членов Высшего Евразийского экономического совета добиться прогресса по поводу Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, создания общих рынков нефти и газа, а также общего финансового рынка ЕАЭС.

Помимо этого макроэкономические ориентиры ЕАЭС формируют потребность в усилении фокуса на производственную кооперацию в рамках объединения. Осуществляемая в рамках Союза работа по совершенствованию технического регламента торговли стала залогом формирования благоприятных условий для перехода к реализации более глобальных задач. Речь, в частности, идёт о расширении международной активности ЕАЭС. В первую очередь страны-участницы заинтересованы в наращивании сотрудничества с партнёрами, которые выразили желание продолжить развивать экономические связи в формате ЗСТ.

В прошлом году к списку стран, подписавших соответствующее соглашение с ЕАЭС, присоединились Китай и Иран. В 2019 году к завершению близятся аналогичные переговоры с Сербией и Сингапуром. Активная работа в данном направлении ведётся и с другими государствами в лице Израиля, Индии и Египта.

Всё более очевидным становится запрос на развитие взаимодействия ключевых интеграционных объединений в рамках Большой Евразии, где у ЕАЭС есть шансы стать «центром притяжения». При этом наиболее перспективным в данном отношении выглядит реализация политики сопряжения между ЕАЭС и китайской инициативой «Пояса и пути». Более того среднесрочные планы ЕЭК предусматривают запуск переговорного процесса о либерализации торговли с АСЕАН и МЕРКОСУР, с которыми уже подписаны меморандумы о взаимопонимании. На повестке стоит согласование аналогичного документа с Африканским союзом. В дальнейшем аналогичные консультации планируется начать и в отношении ЕС.

Наконец, важным моментом для повышения международного авторитета организации является расширение стратегических контуров ЕАЭС. Нужно отметить, что по мере дальнейшего углубления процессов экономической интеграции потребуется укрепление позиций ЕАЭС в ВТО, что актуализирует задачу получения статуса наблюдателя при международной организации. Прошедшее 29 мая 2019 года в Нур-Султане заседание Высшего Евразийского экономического совета во многом стало символичным. Присвоение звания Почётного председателя Высшего Евразийского экономического совета Первому Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву закрепляет приверженность стран-участниц Союза последовательно воплощать в жизнь идеи евразийской интеграции. Юбилейная встреча прошла под знаком признания достижений и формулировки новых масштабных задач. Так, например, главы государств-членов ЕАЭС обозначили потребность в реализации проектов, объединяющих все страны-участницы в формате крупных союзных промышленных компаний. Была подчёркнута потребность в повышении привлекательности ЕАЭС как организации, способной слаженно принимать решения и реализовывать инфраструктурные мегапроекты. Единогласную поддержку участников встречи получили меры по активизации цифровой повестки, которая позволит странам Союза в полной мере реализовать свой цифровой суверенитет.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх