Новость о трёхсторонних военно-морских учениях 27 декабря с участием российских, китайских и иранских военных кораблей появилась в то время, когда Индия и Россия стремятся укрепить свои двусторонние военные связи. Таким образом, с точки зрения Индии, в бочке мёда региональной геополитики появился горьковатый привкус дёгтя. Активность России в Индийском океане действительно возросла, но не совсем так, как представляли в Нью-Дели, пишет Абхиджит Сингх, глава Инициативы по морской политике в Observer Research Foundation.
27 декабря Иран, Россия и Китай должны провести свои первые совместные военно-морские учения в северной части Индийского океана. На прошлой неделе командующий ВМС Ирана, контр-адмирал Хоссейн Ханзади сообщил журналистам, что в учениях, получивших название «Пояс морской безопасности», будут участвовать высококлассные военные корабли, включая эсминцы и подводные лодки. Для региональных наблюдателей это знаменательное событие.
В прошлом месяце Россия, Китай и ЮАР организовали военно-морские учения в акватории Кейптауна. Три российских военных корабля, в том числе ракетный крейсер «Маршал Устинов» и ракетный фрегат «Вэйфан» типа 054А (33-я целевая группа) участвовали наряду с военными кораблями ЮАР в мероприятии, которое вполне может стать демонстрацией растущих стратегических интересов России и её военно-морских сил в направлении Индийского океана.
По общему мнению, последняя инициатива Ирана является ответом на действия Соединённых Штатов по формированию военно-морской коалиции в Персидском заливе. Официально запущенная в прошлом месяце у побережья Бахрейна коалиция западных военно-морских сил стремится защитить судоходство в водах Персидского залива от нападений со стороны Ирана. Региональные аналитики считают, что в последние месяцы – после сообщений о том, что Иран захватил танкер под британским флагом в Ормузском проливе – произошло ужесточение международной позиции в отношении Ирана. Действительно, Италия, Дания, Нидерланды и Франция даже поддержали предложение Великобритании о создании европейской военно-морской группировки в регионе. Иранское предложение о совместных учениях с Россией и Китаем заключается в противодействии инициативам США и Европы по оказанию давления на Иран в северной части Индийского океана. США обвиняют Тегеран в нарушении международного потока нефти посредством нападений на танкеры и нефтяные объекты в Саудовской Аравии.
Высокопоставленные иранские чиновники как бы предупреждают Вашингтон, что любая попытка сформировать международную коалицию в Персидском заливе приведёт к ответу Ирана.
Исходя из этого, Тегеран пригласил военно-морские силы России и Китая, которые Соединённые Штаты считают главными конкурентами в реализации национальной оборонной стратегии. Также сообщается, что Иран просил принять участие в учениях ВМС Пакистана, что подтверждает потепление военных связей между Ираном и Пакистаном. Излишне говорить, что многие в Нью-Дели обеспокоены перспективой участия России в военно-морских учениях вместе с Пакистаном и Китаем в чувствительной для Индии зоне Индийского океана.С геополитической точки зрения следует отметить, что Россия уже устремила свои взоры на Юг. В то же время китайско-российские стратегические отношения значительно укрепились, что привело к расширению экономического и оборонного сотрудничества. Как и учения с ВМС ЮАР в прошлом месяце, трёхсторонние военно-морские учения на следующей неделе пройдут в водах, соприкасающихся с одним из самых оживлённых и важных морских маршрутов в мире. Что характерно, это единственный маршрут для крупных танкеров с сырой нефтью, выходящих из Персидского залива, своего рода спасательного круга для мировой торговли.
То, что Китай и Россия самостоятельно укрепляют своё военно-морское сотрудничество, только усугубляет опасения в странах региона. С 2012 года ВМС Китая и ВМФ России ежегодно проводят совместные военно-морские учения. В этом году учения длились более шести дней, в них приняли участие эсминцы с управляемыми ракетами, ракетные фрегаты и подводные лодки. На ряде этапов были задействованы китайские морские пехотинцы и амфибии. Некоторые эксперты делают вывод, что Китай с помощью России работает над вариантами операций, которые предполагают штурмовые высадки в уязвимых прибрежных районах Индо-Тихоокеанского региона. Тот факт, что ВМС Китая провели серию учений по обороне островов в западной и дальневосточной частях Тихого океана, означает, что китайские экспедиционные силы рассчитывают на нечто большее, чем просто произвести впечатление.
Как ни странно, новость о трёхсторонних военно-морских учениях с участием российских, китайских и иранских военных кораблей появилась в то время, когда Индия и Россия стремятся укрепить свои двусторонние военные связи. С 11 декабря обе стороны проводят учения Indra-2019, двусторонние военные учения в индийских штатах Уттар-Прадеш и Гоа, в которых участвуют ВВС, сухопутные войска и ВМС.
Таким образом, с точки зрения Индии, в бочке мёда региональной геополитики появился горьковатый привкус дёгтя. Активность России в Индийском океане действительно возросла, но не совсем так, как представляли в Нью-Дели.