На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Клуб «Валдай»

82 подписчика

Президентство Байдена может оказаться непростым для Индии

Несмотря на первоначальную эйфорию среди части индийского общества по поводу избрания Джозефа Байдена и его напарницы Камалы Харрис в качестве 46-го президента и 49-го вице-президента США, необходимо трезво оценить, в каком положении находятся отношения между Индией и США и что реально изменится после смены караула в Белом доме 20 января 2021 года, пишет Винай Шукла, журналист и аналитик из Нью-Дели.

Правительство премьер-министра Нарендры Моди в последние годы наладило тесное взаимодействие с действующим президентом Дональдом Трампом. Торжественный приём, оказанный лидеру США в ходе его визита в Индию 24–25 февраля 2020 года, показал, что Нью-Дели слишком явно сделал на это ставку. Теперь Индии пора активировать план Б.

 

Откровенно говоря, ещё взаимодействие Моди с президентом Бараком Обамой по развитию личных отношений  принесло определённые плоды. Американский лидер был приглашён в качестве главного гостя для участия в праздновании Дня Республики в январе 2015 года, что сделало его единственным президентом США, дважды посетившим Индию за свой президентский срок. Обама тогда подтвердил приверженность Вашингтона «глобальному стратегическому партнёрству» с Индией, пользующемуся поддержкой обеих партий. 

Однако подрывная политика Трампа по срыву многосторонних договорённостей, таких как ядерная сделка с Ираном, Парижское соглашение по климату, Соглашение по открытому небу, Договор о РСМД с Россией, а также его нападки на ВОЗ во время пандемии COVID-19 и поведение «слона в посудной лавке» в отношениях с ближайшими союзниками США по НАТО и другими странами, включая экономического соперника в лице Китая, оставили горький привкус и поставили под сомнение предсказуемость политики США в долгосрочной перспективе. 

Победу дуэта Байдена и Харрис в гонке за Белый дом можно было бы рассматривать как «смягчающий бальзам», который в состоянии вылечить травмы, нанесённые за четыре года президентства Трампа.

Но надежды на президентство Байдена – Харрис, возвращающее всё к «старой нормальности», могут оказаться иллюзорными. В двусторонних отношениях между Индией и США существует ряд проблем, которые время от времени выходят на первый план или обостряются. В частности, речь идёт о торговых спорах. Здесь мы видим прямое столкновение идеологии «Индия прежде всего» с идеологией «Америка прежде всего». 


Трамп высмеивал Индию как «королеву тарифов» и отказал Нью-Дели в привилегиях в рамках Всеобщей системы преференций (ВСП) как развивающейся стране, что привело к экспортным убыткам для Индии в миллиарды долларов. Сделал он это только ради того, чтобы наказать Индию за общее положительное сальдо торгового баланса всего в 17,42 миллиарда долларов США, не идущее ни в какое сравнение с дефицитом торгового баланса США с Китаем в 345,2 миллиарда долларов. 

«Неспособность правительства Моди разрешить торговые споры с администрацией США вызывает разочарование и может дорого обойтись Индии…» – предупредил в начале 2020 года видный американский эксперт по Южной Азии, уроженец Мумбаи Эшли Дж. Теллис из фонда Карнеги. Он обвинил правительство Моди в том, что «протекционистские инстинкты и стремление к самообеспечению» мешают Индии предложить удовлетворительные решения. 

Приходящая администрация Джо Байдена вряд ли изменит торговую политику США в отношении Индии, тем более что накапливаются всё новые и новые проблемы, включая требования Нью-Дели к локализации данных, не говоря уже об электронной коммерции и т. д. При Байдене Нью-Дели останется под давлением требований уступок в торговле и открытия индийского рынка для американского бизнеса. 

Ещё одним сложным моментом является проблема прав человека на фоне якобы происходящего отказа от светского характера государства, изменения автономного статуса Джамму и Кашмира, большинство населения которого составляют мусульмане, и разделения этого бывшего княжества, которое присоединилось к Индии в 1948 году после нападения племенного ополчения из соседнего Пакистана. Правительство Моди находится под постоянным давлением со стороны либерального лагеря внутри страны и за рубежом за предполагаемое ограничение свободы вероисповедания путём принятия Закона о гражданстве, якобы дискриминирующего мусульман (мигрантов из Афганистана, Пакистана и Бангладеш) и продвигающего индуистское доминирование. С новой властью в Белом доме это давление усилится, ведь демократы печально известны склонностью использовать вопросы прав человека в качестве мощного инструмента во внешней политике.

Рост активности Китая в Индийском океане и связи Пекина и Исламабада представляют собой серьёзную проблему безопасности и обороны для Индии, что подготовило почву для более тесного военного сотрудничества между Индией и США и для продажи американского оружия Нью-Дели. В отличие от Трампа, который прекратил военную помощь Пакистану и подтолкнул Китай к наращиванию военной мощи, Байден не воспринимается как реальный противник Китая. Хотя он может усилить давление на Пекин по вопросам прав человека в Синьцзяне, Тибете и Гонконге, но, вероятно, не будет столь интенсивно поддерживать Индию в её противостоянии с северным соседом в Трансгималаях. 

Концепция Индо-Тихоокеанского региона, хотя и по-разному воспринимаемая обеими сторонами, была движущей силой стратегического партнёрства между Индией и США с целью сдерживания Китая. При Трампе она приобрела форму «четвёрки», состоящей из США, Австралии, Японии и Индии. Однако Индия, которая неохотно присоединилась к ней, надеется, что Байден вернётся к «повороту в сторону Азии» в стиле Обамы, который, по мнению Индии, должен переместить американские войска с Ближнего Востока в западную часть Тихого океана, чтобы обеспечить свободу судоходства в Южно-Китайском море на фоне растущей военно-морской мощи Китая.


Индия также надеется, что предвыборное обещание Байдена вернуться к ядерной сделке с Ираном (Совместному всеобъемлющему плану действий – СВПД) позволит воплотить в жизнь её проект транспортного маршрута через иранский порт Чехбехар, связывающего Индию с Афганистаном, Центральной Азией и Россией через транспортный коридор «Север – Юг» в обход Пакистана. 

Возможно, при Байдене самым раздражающим вопросом в двусторонних отношениях для Вашингтона остаётся продолжающееся военное сотрудничество Индии с Россией. При Обаме были введены жёсткие санкции против Москвы. Позже в связи с предполагаемым вмешательством Кремля в президентские выборы в США в 2016 году был принят Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA). Тем не менее у президента были полномочия отказаться в некоторых случаях от применения вторичных санкций против любой страны, заключающей значительные оружейные сделки с Россией. Санкции CAATSA не были сразу применены к Индии за подписание контракта на закупку четырёх перспективных ракетных комплексов С-400. Однако неясно, как будет действовать администрация Байдена. Россия остаётся крупнейшим поставщиком не только оружия, но и передовых оборонных технологий, а также лизинга стратегических активов, таких как атомные подводные лодки. Пока Индия балансирует, одновременно покупая военную технику у США. Обама и другие высокопоставленные официальные лица в Вашингтоне считали Индию «гарантом безопасности» в регионе Индийского океана, часто игнорируя тот факт, что это происходит благодаря долгосрочному сотрудничеству с Москвой в области обороны, ибо Россия совместно с Нью-Дели использует такие оборонные технологии, которые США не дают даже своим самым близким союзникам по НАТО. 

У планов Байдена – Харрис есть свои ограничения из-за пандемии COVID-19 и её экономических последствий. С другой стороны, планы администрации Моди направлены ​​на восстановление былой славы Индии и обеспечение стране статуса мировой державы. В мире после COVID она будет ожидать американо-индийского партнёрства, основанного на равенстве, но достигнуть этой цели будет нелегко.

 

Ссылка на первоисточник
наверх