Последние голосования парламента Великобритании, в результате которых были отклонены равно выход из ЕС с соглашением и перспектива Brexit без сделки – это проявление неуважения как к Европейскому союзу, который не смог убедить Великобританию, так и к Терезе Мэй, переговорная стратегия которой вызывает немало критики, полагает Жак Сапир, профессор экономики Парижской Высшей школы социальных наук (EHESS) и МГУ им. М.В.Ломоносова.
На сегодняшний день существует три варианта Brexit. Первый, при котором отсрочка Brexit, теперь уже неизбежная, будет продлена на неопределённый срок. Это решение, к которому склоняются некоторые европейские лидеры, приведёт к пересмотру результатов референдума 2016 года. Такое развитие событий правдоподобно, но не слишком вероятно.
С одной стороны, британский политический класс проявляет больше уважения к голосам собственных граждан, чем французский. Он не готов проводить такого рода облавы, жертвами которых стали французские избиратели. С другой стороны, различные опросы указывают на то, что в случае нового референдума, необходимого в случае отсрочки на неопределённое время, ответ будет таким же, как и в 2016-м. Тогда британские лидеры окажутся в положении более чем неудобном...Второй возможный вариант – это выход без соглашения. Это будет означать, что между странами ЕС и Великобританией возникнут двусторонние отношения. Учитывая масштабы экспорта стран ЕС (из Германии, Франции, также Италии и Дании) в Великобританию, они не могут позволить себе потерять этот рынок. Но выход без сделки с большой вероятностью приведёт к хаосу и будет, скорее всего, сопровождаться финансовым кризисом.
Третье решение, на сегодняшний день наиболее вероятное, заключается в том, что ЕС согласится продлить переговоры. Если Германия и другие страны продавливают это направление, то Брюссель и, к сожалению, и Франция занимают более непримиримую позицию. Тем не менее учитывая политический и экономический вес Германии, это решение, скорее всего, возобладает, даже если вероятность его только на самую малость больше, чем выход Великобритании безо всяких переговоров.
Для ЕС ситуация складывается довольно рискованная. Кое-кто в Брюсселе – да и не только в Брюсселе – хотел бы «наказать» Великобританию за то, что она посмела покинуть ЕС. Именно таков случай Франции, позиция которой прямо противоречит её интересам. Учитывая уровень политических и экономических связей между двумя странами, со стороны Парижа столь бескомпромиссная позиция – большая ошибка. Вместе с тем как только Великобритания покинет ЕС, Франция окажется один на один с Германией, отстранившись от иных стран вроде Италии или Польши. Чтобы сбалансировать свою позицию относительно Германии, ей придётся логичным образом рассчитывать на Великобританию.С другой стороны, некоторые страны, и прежде всего Германия, осознавая всю выгоду от торговли с Великобританией, заинтересованы в том, чтобы её «развод» с ЕС шёл по плану. Об этом недавно написала председатель ХСС госпожа Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Германия выражает надежду, что отношения между ЕС и Великобританией наладятся.
Проблема в том, что выход Великобритании из ЕС сильно подрывает как открытую, так и тайную идеологию ЕС. Европейский союз полагает, что приносит входящим в него странам столько выгод, что ни одна из них и не подумает о том, чтобы выйти. Именно этот миф и развенчивает Brexit. Отсюда проистекает желание некоторых лидеров ЕС занять по отношению к Великобритании непримиримую позицию.
Что касается будущих отношений с другими странами, такими как Россия, некоторые полагают, что лишившись Великобритании, ЕС будет менее чувствителен к мнению США. Но, когда читаешь речи председателя ХДС, понимаешь, что ничего не изменится. В своём недавнем обращении она призывала Европу к большей интеграции с НАТО.
В действительности выход Великобритании из ЕС позицию Великобритании никак не изменит. Но он ослабит её, что может побудить страны ЕС отклониться от стратегического курса на атлантизм. В любом случае предстоящий Европе политический кризис неизбежно повлияет на его позицию как в отношении России, так и в отношении других стран.