На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Клуб «Валдай»

83 подписчика

Зеленский и нормандский формат: под какой процент можно взять кредит доверия?

В сложившейся ситуации любой результат переговоров в нормандском формате, кроме оглушительного провала, может не без оснований рассматриваться как шаг в сторону от вооружённого противостояния в Донбассе. Возобновление переговорного процесса после продолжительного перерыва даёт ощущение надежды на позитивные изменения у всех его участников. Однако отсутствие прогресса на дальнейших переговорах в нормандском формате будет означать новые риски и трудности для украинской стороны, пишет Артём Соколов, научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО.

Нормандский саммит в Париже можно оценить как вполне состоявшуюся попытку придать новый импульс к реализации Минских соглашений. После победы на президентских выборах Владимира Зеленского внутри запутанного уравнения украинского кризиса произошли изменения в ряде ключевых переменных. Это дало надежды на достижение конкретных результатов в урегулировании ситуации в Донбассе. При этом другие переменные, находящиеся преимущественно в той части уравнения, за которую отвечает Киев, остались неизменными.

Сторонники силового разрешения ситуации на юго-востоке Украины сохраняют своё влияние и готовы организовывать шумные акции протеста, что и происходило накануне парижского саммита. Способность нового президента нейтрализовать их влияние на переговорный процесс будет важным индикатором успеха переговоров. На данный момент Владимиру Зеленскому в целом удаётся справиться с этой задачей.

Саммит в Париже не стал прорывом в разрешении украинского кризиса, но позволил говорить о возобновлении диалога и появлении в нём целеполагания. Так или иначе в сложившейся ситуации любой результат переговоров, кроме оглушительного провала, может не без оснований рассматриваться как шаг в сторону от вооружённого противостояния в Донбассе. Возобновление переговорного процесса после продолжительного перерыва даёт ощущение надежды на позитивные изменения у всех его участников.

Однако при отсутствии прогресса в достижении принятых на саммите в Париже договорённостей переговорный процесс может вступить в фазу стагнации. Несмотря на подчёркнуто невысокие ожидания от саммита, провал его решений усилит настроения фатального пессимизма среди всех участников переговоров и населения ДНР и ЛНР. Результатом станет ожесточение риторики и в перспективе угроза новых провокаций на линии соприкосновения или на самой территории Украины или непризнанных республик.

Появление непреодолимых трудностей на пути реализации договорённостей парижского саммита будет означать движение к замораживанию конфликта. По разным причинам в этом не заинтересованы все участники переговоров, но отсутствие компромисса не оставит им другого выбора. Исключая, конечно, возобновление полномасштабных боевых действий.

Отсутствие прогресса на дальнейших переговорах в нормандском формате породит новые риски и трудности для украинской стороны. В предвыборной риторике Владимира Зеленского идея достижения мира в Донбассе занимала важное место. Повторение ошибок администрации Петра Порошенко отразится на рейтинге нового президента, который и так демонстрирует снижение. Кризис доверия вокруг президента Зеленского добавит неопределённости и хаоса в политическую жизнь Украины.

Можно утверждать, что в Париже был реализован наиболее оптимальный для всех вариант, когда стороны обозначили точки для диалога и перенесли предметное обсуждение проблемных сюжетов до новой встречи участников нормандского формата, которая состоится через четыре месяца в Берлине. Участники переговоров взяли паузу, чтобы «присмотреться» к новой конфигурации и при необходимости скорректировать свою стратегию. Многое будет зависеть от успешности действий украинской стороны по отводу войск на новых выбранных участках.

Для Франции и Германии действующее украинское руководство, несмотря на все скандалы вокруг него, остаётся единственной стороной диалога с официальным Киевом. В то же время, Владимир Зеленский ещё не заработал кредит доверия, сопоставимый с тем, который был у его предшественника Петра Порошенко, являющегося для Запада предсказуемым лидером. У европейцев остаётся много вопросов относительно окружения нового украинского президента, его намерений и выбранной стратегии. Это делает позицию Франции и ФРГ в отношении Украины более сдержанной и прагматичной.

Берлин видит в фигуре Зеленского продолжение волны популизма, продолжающей своё движение по европейским странам. Накануне украинских президентских выборов Меркель не стала отказываться от встречи с Петром Порошенко, даже когда опросы общественного мнения свидетельствовали о его низких шансах остаться президентом на новый срок. Публикация переговоров Зеленского с Дональдом Трампом также вряд ли добавила украинскому лидеру симпатий среди немецкого руководства, хотя и вряд ли открыла для них что-то новое.

Несмотря на объективную усталость Парижа и особенно Берлина от украинского сюжета, ключевые европейские державы продолжат экономическую поддержку Киева, подходя к ней более избирательно. Европейцы заинтересованы в обозначении собственных интересов на Украине – пусть даже иногда и на символическом уровне. Здесь Франции и ФРГ предстоит конкурировать не только с Россией, но с Соединёнными Штатами.

Возврат Киева к жёстким односторонним действиям в Донбассе вызовет ответные и не обязательно симметричные действия со стороны России. Прежде всего, они могут касаться вопросов газового транзита через территорию Украину и мер поддержки ДНР и ЛНР. Строительство стены, анонсированное представителями украинского правительства в качестве возможной меры, будет воспринято в Москве и в непризнанных республиках как недружественный шаг, после чего вернуть осторожные надежды на нормализацию будет крайне трудно.

Дальнейшие обращения России к своим европейским партнёрам с призывами оказать влияние на правительство в Киеве возможны, но, учитывая низкую эффективность подобных действий в прошлом, вряд ли за ними будут стоять реальные ожидания. Конфигурация пересечений вопросов украинского кризиса с сюжетами отношений России и ЕС на сегодняшний день позволяет в целом разводить эти сферы без ущерба для российско-немецких и российско-французских отношений. Такие крупные проекты как газопровод «Северный поток – 2», несмотря на привязанность к вопросу сохранения газового транзита через территорию Украины, в целом свободны от влияния украинского кризиса.

Безусловно, Россия продолжит оказывать гуманитарную помощь жителям ДНР и ЛНР. Ужесточение политики Киева в адрес непризнанных республик укрепит роль Москвы как гаранта выживания населения Донбасса. Украине же будет непросто рассчитывать на его симпатии в свой адрес в будущем.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх