На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Клуб «Валдай»

83 подписчика

Перезапуск ЕС окажет влияние на весь мировой порядок

ЕС находится на распутье. Он может либо принять решение инвестировать больше средств в свой интеграционный процесс, либо придерживаться минималистского подхода к кризису. В то время как первый вариант может возродить его региональные, а на самом деле глобальные устремления, последний способен привести ЕС к самовозгоранию, в ходе которого антиевропейские силы внутри Евросоюза и за его пределами могут в итоге взять верх и привести к его постепенной дезинтеграции как проекта, пишет Раффаэле Маркетти, профессор международных отношений в Университете LUISS Guido Carli, Рим.

Из-за кризиса COVID-19 Евросоюз переживает непростой период. Налицо три взаимозависимых кризисных вектора: внутренние конфликты в отдельных странах, напряжённость в отношениях между государствами-членами и вмешательство внешних держав. Хотя конфликтная обстановка возникла не вчера, а после выборов в Европейский парламент 2014 года, нынешний кризис в области здравоохранения в сочетании с надвигающимися экономическими трудностями усиливает политические разногласия как внутри различных государств – членов ЕС, так и между ними. Кроме того, внешние державы также отнюдь не заинтересованы в усилении процесса интеграции в ЕС.

В течение многих десятилетий история европейской интеграции характеризовалась широко распространённым консенсусом в политических элитах стран-членов. Лидеры ЕС в целом чувствовали общую поддержку постепенной экономической интеграции на региональном уровне. Иногда такая поддержка была почти бесспорной, что привело к «квазиделегированию» полномочий по принятию решений технократическим элитам. Выражение «разрешительный консенсус» было придумано именно для того, чтобы описать ситуацию фактической передачи суверенитета наднациональным технократам.

Ситуация изменилась в связи с кризисом в еврозоне, который начался в 2009 году и продолжает воздействовать на некоторые страны Европы. Экономический спад спровоцировал кардинальные изменения во многих политических системах и оказал значительное влияние на европейские институты, начиная с Европарламента. На национальном уровне ряд правительств столкнулись с трудностями и вынуждены были отказаться от власти или вступить в союзы с оппозиционными партиями в рамках беспрецедентных трансидеологических больших коалиций. В то же время усилились давно существующие евроскептические партии и появились новые критические политические движения с чёткой программой, направленной против ЕС. В результате такого сдвига европейский ландшафт стал гораздо более плюралистичным, чем в прошлом. Европейские выборы 2014 и 2019 годов просто отражали рост плюрализма и числа внутренних конфликтов.

Если в период всепоглощающего разрешительного консенсуса европейское гражданское общество не особо внимательно изучало решения, принимавшиеся в Брюсселе, то в связи с экономическим кризисом и текущим кризисом в области здравоохранения уровень внимания к европейскому процессу принятия решений постоянно повышался. Позиции национальных лидеров по отношению к важным решениям ЕС всё чаще вызывают неприятие, европейские технократы подвергаются критике, а ЕС как таковой вызывает всё больше подозрений. Недоверие к нему со стороны значительных слоёв общества во многих странах продолжает расти. В основном это касается стран на юге Европы, на что указывают данные Евробарометра.


Чтобы зафиксировать политическую динамику, лежащую в основе нового европейского ландшафта, и получить хорошее представление о действующих политических силах, необходимо различать политические лагеря, которые выступают против макрополитики ЕС. Новая агрессивная политика против евроэнтузиастов будет проводиться под двумя разными углами: евроскептическим и еврокритическим.

В правой части политического спектра находятся основные евроскептические группировки, идеологически близкие к этническому национализму. Они присутствовали в европейском ландшафте в течение долгого времени и в прошлом были представлены в Европейском парламенте крошечными группами депутатов. Примерами таких группировок являются «Северная лига» в Италии, «Национальное объединение» во Франции, партия «Истинные финны» в Финляндии, Партия свободы в Австрии, Датская народная партия в Дании и партия «Фламандский интерес» в Бельгии.

В левой части политического спектра находятся еврокритические партии, связанные с принципом локальности в политике, укоренённым в специфических социальных традициях. Они также играли в прошлом незначительную роль, но теперь активно выступают против ЕС, особенно против его элит и их неолиберального курса. Примеры таких групп включают Коммунистическую партию Греции и пришедшую ей на смену партию СИРИЗА, часть бывшей Итальянской коммунистической партии и Французскую коммунистическую партию. Популярность этих двух категорий политических структур, евроскептиков и еврокритиков, усиливается в результате экономического кризиса.

Помимо вышеупомянутых групп, которые уже много лет присутствуют в европейском ландшафте, следует также учитывать ряд новых политических партий и общественных движений, которые появились или существенно выросли в ходе кризиса. Экономический спад принёс им ещё больше электоральных выгод, чем вышеупомянутым партиям. Эти группы, как правило, наиболее радикально настроены против ЕС, причём их популистская программа часто ассоциируется с явной антиевропейской позицией и призывами к более широкой демократии. Характерные примеры таких групп включают «Движение пяти звёзд» в Италии, испанских «Возмущённых», греческую «Золотую зарю» и «Альтернативу для Германии».

Основным следствием этого политического сдвига стал плюралистический состав Европейского парламента. С одной стороны, из-за разницы представлений депутатов о Европе парламенту оказалось труднее принимать согласованные решения. С другой стороны, присутствие такого количества противников истеблишмента, не говоря уже о противниках ЕС, заставило традиционных евроэнтузиастов (в основном представляющих Европейскую народную партию и социалистов), объединиться ещё более очевидным образом, чем раньше. Сперва кризис еврозоны, а потом и коронавирусный кризис оказались переломными моментами как для многих стран ЕС, так и на уровне Евросоюза в целом.

Помимо политических разногласий внутри стран-членов, существуют также существенные разногласия между ними. Разрыв между средиземноморскими странами, выступающими за коллективное участие в восстановлении посредством выпуска так называемых еврооблигаций, и северными странами, которые поддерживают более традиционные механизмы кредитования, основанные на индивидуальной ответственности государств – такие как ЕСМ (Европейский стабилизационный механизм). Хотя существуют разные макроэкономические позиции, ясно, что давление, которое на каждое из правительств оказывает внутренняя (часто антиевропейская) оппозиция, является важным фактором в этом уравнении.

Наконец, помимо межпартийных противоречий существует также третья ось кризиса, исходящая из-за пределов ЕС. Прежде всего, остаётся Brexit с его незавершёнными переговорами, служащий «плохим» примером, которому могут последовать и другие члены ЕС в случае ухудшения ситуации. Во-вторых, существует давление извне ЕС. США, Россия и Китай по разным причинам в равной степени заинтересованы в использовании слабых мест проекта ЕС и, возможно, даже в том, чтобы способствовать его раздроблению.

ЕС находится на распутье. Он может либо принять решение инвестировать больше средств в свой интеграционный процесс, либо придерживаться минималистского подхода к кризису. В то время как первый вариант может возродить его региональные, а на самом деле глобальные устремления, последний способен привести ЕС к самовозгоранию, в ходе которого антиевропейские силы внутри Евросоюза и за его пределами могут в итоге взять верх и привести к его постепенной дезинтеграции как проекта. Структурных стимулов и исторического опыта у Евросоюза достаточно, чтобы он мог сконцентрировать силы и возобновить интеграцию. Однако политика не всегда бывает рациональной и последовательной. На национальном уровне может возникнуть микродинамика, которая в состоянии подтолкнуть ЕС к минималистскому выбору, что может вызвать высокий уровень неудовлетворённости и недовольства. Это, в свою очередь, приведёт к опасному пути фрагментации.

Судьбу Евросоюза нельзя считать исключительно европейским делом, ибо перемены в ЕС окажут влияние на весь мир. Перезапуск ЕС чреват последствиями для всего мирового порядка. Мультилатерализм уже пребывает в кризисе из-за отступления США. Американское правительство решило прекратить финансовую поддержку ВОЗ, а до этого США вышли из многих других многосторонних форумов, таких как ЮНЕСКО, ЮНИДО, Киотский протокол и СВПД. Понятно, что многосторонняя система может рухнуть, если ЕС, подобно США, решит сконцентрироваться на внутренних трудностях. В таком случае Китай, Индия, Россия и другие крупные международные державы не смогут поддерживать глобальную систему управления в одиночку. При этом «худшем сценарии» международная система станет гораздо более анархичной и не сможет эффективно решать самые насущные глобальные проблемы – от пандемий до финансовой стабильности, от безопасности до экономического роста.


 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх