На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Клуб «Валдай»

83 подписчика

Трамп, Ким, Путин. Почему так важен визит лидера КНДР во Владивосток?

Важным фактором, способствовавшим активизации усилий северных корейцев по организации саммита Ким Чен Ына с Владимиром Путиным, стал саммит с Дональдом Трампом в Ханое. На встрече с американским президентом лидеру КНДР не удалось добиться ослабления экономических санкций. И теперь Северная Корея, вероятно, будет пытаться заручиться поддержкой других сторон, продвигая свой подход к денуклеаризации Корейского полуострова.

Подробнее о том, зачем Ким приехал во Владивосток, – в материале Людмилы Захаровой, старшего научного сотрудника Центра корейских исследований.

С точки зрения Северной Кореи, процесс денуклеаризации должен включать: поэтапность, учёт обеспокоенностей Пхеньяна вопросами своей безопасности, ослабление международных санкций и оказание экономической помощи одновременно с сокращением арсеналов ядерного оружия. В принципе Россия этот подход понимает и находит приемлемым в контексте обеспечения собственных национальных интересов в Северо-Восточной Азии.

Поэтому после завершившегося без позитивных для КНДР результатов ханойского саммита Владивосток может стать местом возвращения дипломатического процесса по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова в позитивное русло. Хотя подписывать какие-либо документы лидеры России и Северной Кореи вряд ли будут.

В прошлом году, когда состоялись саммиты КНДР с Китаем, РК и США, многие эксперты говорили о том, что Россия оказалась на задворках «мирного наступления» Пхеньяна. В то же время некоторые российские специалисты (например, сотрудники Центра корейских исследований ИДВ РАН) прогнозировали скорый тупик переговоров КНДР и США из-за слишком разных подходов к денуклеаризации Корейского полуострова (поэтапность Кима против «большой сделки» Трампа), что и проявилось в Ханое.

В связи с этим России не было смысла спешить и становиться в «саммитовую очередь». Был смысл подождать, пока северяне упрутся в американцев и сами устремятся к России в поиске обходных путей по достижению своих внешнеполитических целей, главная из которых сейчас – ослабление санкций, препятствующих экономическому развитию КНДР.

Каких-то сенсационных результатов от саммита Путин – Ким я бы не стала ожидать. Наиболее вероятны устные заявления о приверженности мирному урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова, необходимости ослабления санкций в ответ на шаги КНДР по денуклеаризации и так далее.

Судя по тому, как долго планировался этот саммит, можно судить о сложностях с наполнением его повестки. Пхеньян, конечно, заинтересован в расширении экономического сотрудничества и получении экономической помощи от России. Однако тут возможности для развития отношений существенно ограничены санкциями СБ ООН, так что в этой области ждать многого не приходится. Тем не менее в случае ослабления санкций есть действующий совместный логистический проект «Хасан – Раджин», который необходимо развивать, есть потребности России в северокорейской рабочей силе, есть запрос северян на строительство автомобильного моста между двумя странами для расширения торговых и туристических связей, а также выгодные обеим сторонам проекты развития электроэнергетики в КНДР.

Москва последовательно выступает за денуклеаризацию Корейского полуострова политико-дипломатическими методами и создание в регионе Северо-Восточной Азии многосторонней структуры безопасности. На это были направлены усилия России в рамках работы шестисторонних переговоров.

Потом переговоры прервались на много лет, Пхеньян проводил ядерные испытания, вызывая ответную реакцию мирового сообщества в виде санкций СБ ООН. На современном этапе КНДР, вероятно, сочла, что сможет решить все вопросы напрямую с США без участия других сторон. Однако Ханойский саммит показал, что это не так. Ким Чен Ыну не удалось обменять часть своих ядерных объектов на существенные послабления в санкционном режиме.

Перспективы американо-северокорейского диалога туманны. Подобное развитие событий требует подключения других значимых региональных игроков к урегулированию ядерного кризиса. Одним из них, безусловно, является Россия.

В 2017 году наша страна предложила «дорожную карту» по разрядке напряжённости на Корейском полуострове, которая была поддержана Китаем. Инициатива «двойной заморозки» предполагала, что Северная Корея не испытывает ядерные заряды и не запускает ракеты, а США и Южная Корея не проводят или как минимум резко сокращают масштабы военных учений. Как мы можем видеть, этот путь на практике реализуется в настоящий момент, что свидетельствует об адекватной оценке ситуации Россией и её способности вносить конструктивные предложения. Ещё осенью прошлого года Москва поднимала в СБ ООН вопрос о возможности ослабления санкций в ответ на предпринятые КНДР шаги по денуклеаризации. Представляется, что эта позиция сохраняется.

Реализация наших предложений сможет внести свой вклад в дальнейшую разрядку напряжённости, позволив выработать реалистичный план действий по обеспечению режима нераспространения на Корейском полуострове.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх